Отраслевая структура химической промышленности


В Восточной Европе после войны сложилась фармацевтическая промышленность, обеспечивавшая основные потребности региона. В зарубежных странах СЭВ и Югославии она была более развита, чем в СССР. В разделении труда стран СЭВ этим странам создавались особые условия для специализации на выпуске лекарственных средств. Рынок их сбыта превышал таковой в США и даже в Западной Европе. Преимущественно из СССР поступали многие компоненты для изготовление широкого ассортимента медикаментов. Научные центры в СССР и ряде стран (Венгрия, Югославия, Польша и др.) обладали хорошими кадрами для исследований в отрасли.
После 1990 г. распад СЭВ и СССР поставил рынок фармацевтических препаратов в России в тяжелое положение. Ликвидация монополии внешней торговли и приватизация заводов отрасли привели к резкому снижению выпуска медикаментов, неограниченному ввозу импортных. Заводы скупаются зарубежными фирмами, большинство из которых тем самым устраняют конкурентов в России (лекарства у нас в среднем в 10 раз дешевле зарубежных аналогов). Оставшиеся после распада СССР заводы в России (половина их оказалась в странах СНГ) или банкроты, или не используют свои мощности. В обеспечении населения лекарствами страна теряет свою национальную безопасность: от 65 до 70% потребности удовлетворяется за счет импорта, в котором только 10—15% уникальных препаратов, а остальные — обычные аналоги отечественных. Качество последних не уступает западным.
Резинотехническая промышленность. Продукция этой отрасли все более ориентируется на обеспечение потребностей населения.
Помимо множества бытовых резиновых изделий (коврики, игрушки, шланги, обувь, мячи и т.д.), которые стали обычными потребительскими товарами, растет спрос на комплектующие детали из резины для очень многих видов продукции машиностроения. Сюда относятся средства наземного безрельсового транспорта: покрышки для автомобиля, велосипеда, тракторов, шасси самолетов и т.д. Резиновые изделия, такие как трубопроводы, прокладки, изоляторы и другие, необходимы для многих видов продукции. Этим объясняется обширнейший ассортимент резинотехнических изделий (он превышает 0,5 млн наименований).
Среди наиболее массовых изделий отрасли выделяется производство покрышек (шин) для разных видов транспорта. Выпуск этих изделий определяется количеством изготавливаемых в мире транспортных средств, исчисляемых многими десятками миллионов единиц каждого из них. На производство покрышек расходуется 3/4 натурального и синтетического каучуков, значительная часть синтетических волокон, идущих на производство кордной ткани — каркаса шин. Кроме того, для получения резины в качестве наполнителя необходимы различные виды сажи — также продукта одной из отраслей химической промышленности — сажевой. Все это определяет тесную взаимосвязь резиновой промышленности с другими отраслями химической.
Размещение производства в мире автопокрышек (ежегодное их изготовление уже достигло 1 млрд шт.), на которые приходится подавляющая часть выпуска всех покрышек, повторяет особенности географии автомобильной промышленности. Практически все ведущие продуценты автомашин являются лидерами в мировом выпуске автопокрышек. Концентрация их производства по странам и регионам очень высока: десять ведущих стран дают более 3/4 автопокрышек в мире, а четыре ведущие — более 1/2 . Регионом-лидером была и остается Северная Америка, а ее все быстрее догоняет Азия.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  

Другие статьи по теме:

- Промышленность строительных материалов: проблемы, тенденции и перспективы развития
- Принципы классификации отраслей промышленности
- Характеристика легкой промышленности и структура производства по видам экономической деятельности
- Классификация отраслей промышленности
- Газовая промышленность России: перспективы развития